Электрифицированное сельскохозяйственное производство –
это большая часть современного производства сельскохозяйственной продукции
зерна, овощей,
кормов, молока, мяса, яиц и продукции их переработки. Основными признаками
этого производства являются поточные линии, цеха, агрегаты, наукоемкие технологии
и, как правило, примыкающая к ним цивилизованная, развитая социальная сфера,
городского типа. Этим характеризуется развитие сельскохозяйственного производства
и переработки продукции во всех цивилизованных странах Европы и Америки.
Россия в 1960-90гг. также развивала крупное промышленное производство молока,
мяса, яиц, зерна, овощей и продуктов их переработки. Насаждаемое в последние
10 -12 лет разукрупнение сельскохозяйственного производства, стимулирование
развития фермерства, мелких молочных хозяйств привело к спаду производства,
к безработице и к разрушению научно-технических достижений, к серьезным социальным
потрясениям. Поэтому возрождение России и ее сельскохозяйственного производства
возможно лишь на пути создания крупных электрифицированных и высоко автоматизированных
молочных ферм, птицефабрик, свинокомплексов, откормочных комплексов молодняка
крупного рогатого скота. При этом решаются вопросы быта сельскохозяйственного
населения, его образования, занятости и закрепления молодых кадров в сельской
местности.
Автоматизация и информатизация электрифицированного сельскохо-зяйственного
производства – веление времени. Современные молодые люди стремятся и уже широко
пользуются автомобилями, радиотелефонами, сотовой связью, компьютерами, интернетом.
И там, где нет условий для современного оснащения производства и быта техникой
автоматизации, связи, информатизации, они уходят в города, на рынки, в мелкий
бизнес.
Поэтому любое современное устойчивое сельскохозяйственное производство не
мыслимо без электрификации, автоматизации, информатизации и развития жилищно-бытовой
инфраструктуры. Так собственно и развивались крупные сельскохозяйственные предприятия
в период 1970-1990гг.
Между тем значение автоматизации и информатизации в современных рыночных условиях
недостаточно осмысленное. Сельские руководители предприятий, районов и областей
пренебрегают этим направлением научно-технического прогресса, надеясь больше
на расторопность, на смекалку, на искусство принимать решение и отдавать приказы.
Они не учитывают того, что время старых методов управления производством безвозвратно
ушло. Успешно могут управлять производством только люди владеющие технологией
производства, экономикой, информатикой и способностью быстро учиться и совершенствоваться
в современном мире.
Основной тенденцией в управлении во всем мире является развитие и широкое использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают конкурентоспособность
производимой продукции. Их применение ведет к повышению эффективности производства,
сокращению времени и этапов поставок продукции до потребителей. Возрас-тает
прозрачность действий всех звеньев управления и, как результат, сокращается
коррупция. Эта тенденция особенно четко прослеживается в разви-вающихся странах.
Темпы увеличения расходов на ИКТ варьируются от 4% в год в Японии, до 43,7%
в Венесуэле. За последние 7-8 лет в развивающихся странах создано более 200
тысяч компаний, внедряющих информационные технологии. В большей мере эти компании
создаются для управления фирмами, промышленными предприятиями и государственными
учреждениями. Повсеместно входят в обиход такие понятия как: e-government (электронное
правительство), e-citizen (электронный гражданин) и другие.
Вместе с тем, в области сельскохозяйственного производства электронное управление
только зарождается. И это несмотря на то, что в бюджетах развивающихся стран
сельское хозяйство занимает 30% и более. Россия также только приступает к использованию
ИКТ в сельскохозяйственном производстве.
Основу ИКТ составляют средства связи. В 2003 году в России принят Государственной
Думой федеральный закон о связи, который одобрен Советом Федерации 25.06.03г.
Закон вступает в силу с 01.01.04г. и обеспечивает эффективную и добросовестную
конкуренцию на рынке услуг связи и регла-ментирует оказание услуг связи на
всей территории Российской Федерации.
Законом определены основные понятия: абонент, выделение полос радиочастот,
линии связи, нумерация (идентификация) связи, оператор, опера-тор связи, организация
связи, пользователь, средства связи, трафик, электросвязь и многие другие,
которые в законе расшифрованы и наполнены содер-жанием.
Годом раньше 28.01.02г. принято Постановление правительства РФ о федеральной
целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010гг.), целью которой, наряду
с развитием демократии, повышением эффективности экономики, является массовое
распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих
права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение
информации.
На 1-ом и 2-ом этапах выполнения программы (2002-2010гг.) оценивается уровень
развития ИКТ, ведется оснащение государственных органов техническими средствами
обработки информации и средствами связи, внедрение ИКТ в органах государственной
власти и местного самоуправления, в государственном секторе экономики и в системе
электронной торговли, ведется подготовка специалистов по ИКТ.
В сельскохозяйственном производстве в 2002-2010гг. идет этап совер-шенствования
и развития средств связи и научного обоснования возможности и эффективности
создания и осуществления ИКТ на примере отдельных передовых предприятий и пилотных
регионов.
Особенностью и сложностью развития средств связи и телекоммуникаций в сельской
местности является рассредоточенность предприятий, низкая плотность населения,
бездорожье и трудности обслуживания протяженных линий связи в экстремальных
условиях, которыми характерна Россия.
Однако эти трудности должны быть преодолены, т.к. целью решения задачи построения
ИКТ в этих условиях является обеспечение целостности населения России посредством
создания единого сообщества электронных граждан. Должна быть сокращена разница
в развитии ИКТ в центральных областях и удаленных районах России. Этого можно
добиться при комплексном решении разными ведомствами следующих задач.
1. Создание единого информационного пространства во всех регионах России и
слияние с информационным пространством местного самоуправления и государственного
управления (электронного правительства) с использованием эффективных методов
управления. (Задача Минсвязи и информатизации).
2. Развития научно-технической сферы производства сельхозпродукции на основе
экономической поддержки отечественной науки в области ИКТ и сельскохозяйственных
наукоемких технологий в сочетании с развитием социальной сферы села. (Задача
РАСХН и МСХ РФ).
3. Развитие образования на селе и целенаправленной подготовки населения к
жизни и работе в условиях массового применения информационных технологий, ИКТ
включая интернет. В результате организация массовой под-готовки школьников
для дальнейшей работы на селе с ИКТ в сфере производства сельхозпродукции
– молока, мяса, яиц, зерна, овощей, фруктов и продуктов их переработки. (Задачи
министерства образования и органов местного самоуправления).
4. Россия уникальна, еще более уникально ее сельское хозяйство. В этих условиях
должен быть выбран свой (российский) путь поддержки и перехода к информационному
сельскому хозяйству на основе Общероссийского классификатора видов экономической
деятельности (ОКВЭД), обеспечивающего использование международных статистических
стандартов, закона «О техническом регулировании» принятого Федеральным Собранием,
отменяющего советские ГОСТы и утверждающего переход на виды деятельности принятые
в развитых странах Европы и Америки. (Задача Правительства РФ, Государственной
Думы, Совета Федерации).
5. Программой развития информационных и телекоммуникационных систем в сельской
местности должно быть предусмотрено:
5.1. На первом этапе – создание ряда пилотных проектов автома-тизированных
с использованием ИКТ предприятий по производству молока, мяса, яиц, зерна.
(Исполнители: НИИ РАСХН).
5.2. На втором этапе – создание пилотного проекта с группой предприятий по
производству, переработке и сбыту сельхозпродукции. (Исполнители: администрация
района и области, НИИ РАСХН).
Развитие ИКТ в сельскохозяйственном производстве находится
в на-чальной стадии, требует системного подхода при решении производственных,
социальных,
кадровых задач и адресной финансовой поддержки предприятий, социальной сферы
и научноисследовательских организаций, занимающихся разработкой и внедрением
информационных и телекоммуникационных систем.