Инфокоммуникационные технологии в управлении
электрифицированным сельскохозяйственным производством.
В.Р. Краусп, д.т.н.

Электрифицированное сельскохозяйственное производство – это большая часть современного производства сельскохозяйственной продукции зерна, овощей, кормов, молока, мяса, яиц и продукции их переработки. Основными признаками этого производства являются поточные линии, цеха, агрегаты, наукоемкие технологии и, как правило, примыкающая к ним цивилизованная, развитая социальная сфера, городского типа. Этим характеризуется развитие сельскохозяйственного производства и переработки продукции во всех цивилизованных странах Европы и Америки.
Россия в 1960-90гг. также развивала крупное промышленное производство молока, мяса, яиц, зерна, овощей и продуктов их переработки. Насаждаемое в последние 10 -12 лет разукрупнение сельскохозяйственного производства, стимулирование развития фермерства, мелких молочных хозяйств привело к спаду производства, к безработице и к разрушению научно-технических достижений, к серьезным социальным потрясениям. Поэтому возрождение России и ее сельскохозяйственного производства возможно лишь на пути создания крупных электрифицированных и высоко автоматизированных молочных ферм, птицефабрик, свинокомплексов, откормочных комплексов молодняка крупного рогатого скота. При этом решаются вопросы быта сельскохозяйственного населения, его образования, занятости и закрепления молодых кадров в сельской местности.
Автоматизация и информатизация электрифицированного сельскохо-зяйственного производства – веление времени. Современные молодые люди стремятся и уже широко пользуются автомобилями, радиотелефонами, сотовой связью, компьютерами, интернетом. И там, где нет условий для современного оснащения производства и быта техникой автоматизации, связи, информатизации, они уходят в города, на рынки, в мелкий бизнес.
Поэтому любое современное устойчивое сельскохозяйственное производство не мыслимо без электрификации, автоматизации, информатизации и развития жилищно-бытовой инфраструктуры. Так собственно и развивались крупные сельскохозяйственные предприятия в период 1970-1990гг.
Между тем значение автоматизации и информатизации в современных рыночных условиях недостаточно осмысленное. Сельские руководители предприятий, районов и областей пренебрегают этим направлением научно-технического прогресса, надеясь больше на расторопность, на смекалку, на искусство принимать решение и отдавать приказы. Они не учитывают того, что время старых методов управления производством безвозвратно ушло. Успешно могут управлять производством только люди владеющие технологией производства, экономикой, информатикой и способностью быстро учиться и совершенствоваться в современном мире.
Основной тенденцией в управлении во всем мире является развитие и широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают конкурентоспособность производимой продукции. Их применение ведет к повышению эффективности производства, сокращению времени и этапов поставок продукции до потребителей. Возрас-тает прозрачность действий всех звеньев управления и, как результат, сокращается коррупция. Эта тенденция особенно четко прослеживается в разви-вающихся странах. Темпы увеличения расходов на ИКТ варьируются от 4% в год в Японии, до 43,7% в Венесуэле. За последние 7-8 лет в развивающихся странах создано более 200 тысяч компаний, внедряющих информационные технологии. В большей мере эти компании создаются для управления фирмами, промышленными предприятиями и государственными учреждениями. Повсеместно входят в обиход такие понятия как: e-government (электронное правительство), e-citizen (электронный гражданин) и другие.
Вместе с тем, в области сельскохозяйственного производства электронное управление только зарождается. И это несмотря на то, что в бюджетах развивающихся стран сельское хозяйство занимает 30% и более. Россия также только приступает к использованию ИКТ в сельскохозяйственном производстве.
Основу ИКТ составляют средства связи. В 2003 году в России принят Государственной Думой федеральный закон о связи, который одобрен Советом Федерации 25.06.03г. Закон вступает в силу с 01.01.04г. и обеспечивает эффективную и добросовестную конкуренцию на рынке услуг связи и регла-ментирует оказание услуг связи на всей территории Российской Федерации.
Законом определены основные понятия: абонент, выделение полос радиочастот, линии связи, нумерация (идентификация) связи, оператор, опера-тор связи, организация связи, пользователь, средства связи, трафик, электросвязь и многие другие, которые в законе расшифрованы и наполнены содер-жанием.
Годом раньше 28.01.02г. принято Постановление правительства РФ о федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010гг.), целью которой, наряду с развитием демократии, повышением эффективности экономики, является массовое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
На 1-ом и 2-ом этапах выполнения программы (2002-2010гг.) оценивается уровень развития ИКТ, ведется оснащение государственных органов техническими средствами обработки информации и средствами связи, внедрение ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления, в государственном секторе экономики и в системе электронной торговли, ведется подготовка специалистов по ИКТ.
В сельскохозяйственном производстве в 2002-2010гг. идет этап совер-шенствования и развития средств связи и научного обоснования возможности и эффективности создания и осуществления ИКТ на примере отдельных передовых предприятий и пилотных регионов.
Особенностью и сложностью развития средств связи и телекоммуникаций в сельской местности является рассредоточенность предприятий, низкая плотность населения, бездорожье и трудности обслуживания протяженных линий связи в экстремальных условиях, которыми характерна Россия.
Однако эти трудности должны быть преодолены, т.к. целью решения задачи построения ИКТ в этих условиях является обеспечение целостности населения России посредством создания единого сообщества электронных граждан. Должна быть сокращена разница в развитии ИКТ в центральных областях и удаленных районах России. Этого можно добиться при комплексном решении разными ведомствами следующих задач.
1. Создание единого информационного пространства во всех регионах России и слияние с информационным пространством местного самоуправления и государственного управления (электронного правительства) с использованием эффективных методов управления. (Задача Минсвязи и информатизации).
2. Развития научно-технической сферы производства сельхозпродукции на основе экономической поддержки отечественной науки в области ИКТ и сельскохозяйственных наукоемких технологий в сочетании с развитием социальной сферы села. (Задача РАСХН и МСХ РФ).
3. Развитие образования на селе и целенаправленной подготовки населения к жизни и работе в условиях массового применения информационных технологий, ИКТ включая интернет. В результате организация массовой под-готовки школьников для дальнейшей работы на селе с ИКТ в сфере производства сельхозпродукции – молока, мяса, яиц, зерна, овощей, фруктов и продуктов их переработки. (Задачи министерства образования и органов местного самоуправления).
4. Россия уникальна, еще более уникально ее сельское хозяйство. В этих условиях должен быть выбран свой (российский) путь поддержки и перехода к информационному сельскому хозяйству на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), обеспечивающего использование международных статистических стандартов, закона «О техническом регулировании» принятого Федеральным Собранием, отменяющего советские ГОСТы и утверждающего переход на виды деятельности принятые в развитых странах Европы и Америки. (Задача Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации).
5. Программой развития информационных и телекоммуникационных систем в сельской местности должно быть предусмотрено:
5.1. На первом этапе – создание ряда пилотных проектов автома-тизированных с использованием ИКТ предприятий по производству молока, мяса, яиц, зерна. (Исполнители: НИИ РАСХН).
5.2. На втором этапе – создание пилотного проекта с группой предприятий по производству, переработке и сбыту сельхозпродукции. (Исполнители: администрация района и области, НИИ РАСХН).

Заключение.

Развитие ИКТ в сельскохозяйственном производстве находится в на-чальной стадии, требует системного подхода при решении производственных, социальных, кадровых задач и адресной финансовой поддержки предприятий, социальной сферы и научноисследовательских организаций, занимающихся разработкой и внедрением информационных и телекоммуникационных систем.

Сайт управляется системой uCoz